Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков.
Прислано Русское Радио на 04 Апреля 2018, 10:38:35
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма остается очень актуальной. Анализ скорбной статистики свидетельствует о том, что практически в каждом случае виноваты взрослые: кто-то отпустил малыша погулять без присмотра или равнодушно прошел мимо играющих вблизи дороги детей, кто-то не остановил спешащего «на красный» юного пешехода, кто-то, управляя автомобилем, «не заметил» идущего по пешеходному переходу ребенка…
Расширенные новости
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма является несоблюдение Правил дорожного движения и требований безопасного поведения на дороге детьми и взрослыми. В ходе исследований установлено, что дети в подавляющем большинстве случаев получают травмы от транспорта, являясь пешеходами или велосипедистами.
Основными причинами (факторами) получения травм детьми являются:
      несоблюдение Правил дорожного движения: дети попадают в ДТП, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом;
      неожиданный выход на проезжую часть из-за сооружения, стоящего транспорта и иных препятствий;
      неумение детей оценить степень опасности, исходящей от различных видов транспорта. Не все дети понимают, что эти транспортные средства нельзя быстро остановить;
      переоценка своих физических возможностей, что заключается в неправильном определении расстояния до приближающегося транспорта.
Из общего количества происшествий виновность пострадавших детей установлена в половине случаев, когда ребенок явился и причиной, и жертвой аварии одновременно. Основную долю среди пострадавших составляют дети-пешеходы. Причинами «детских» несчастных случаев являются незнание Правил дорожного движения и неумение прогнозировать дорожную обстановку, отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное подражание нарушающим ПДД взрослым, чаще всего родителям, потеря бдительности и недисциплинированность. Объясняется это возрастными особенностями детей и недостаточностью проводимой с ними разъяснительной работы в семье и школе.
Дети-пассажиры, не имея возможности повлиять на развитие аварийной ситуации на дороге, являются самой незащищенной категорией участников дорожного движения, безопасность которых полностью зависит от взрослых. По статистике значительное количество детей погибает при авариях, находясь в автомобиле, а, не попав под его колеса. Еще больше пострадавших оказывается в больницах с различными травмами, в том числе с серьезными. Данная проблематика на сегодняшний день крайне актуальна – по данным статистики, число погибших детей-пассажиров составляет почти две трети от всех погибших в ДТП детей. Не лишним будет напомнить, что согласно ПДД РФ перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Статистика показывает, что количество летальных исходов и тяжелых увечий наиболее велико для детей, находившихся не пристегнутыми на задних сиденьях. Для справки: при столкновениях в условиях городского движения на скорости 50 км/ч ребенок, весящий 25 кг, испытывает нагрузку в 1565 кг. При столкновении на шоссе при скорости 70 км/ч нагрузка достигает 2057 кг, сила удара соответствует падению с высоты 10 м на бетонное покрытие. Из всех получивших тяжелые увечья 90 % могли бы сохранить здоровье, если бы они использовали ремни безопасности. Риск травматизма детей до 4 лет в детском удерживающем кресле лицом против направления движения на 70–90 %, лицом по направлению езды на 30–70 %, с застегнутым ремнем безопасности на 30–35 % ниже, чем без каких-либо удерживающих систем.
Каждый десятый юный пострадавший – велосипедист. Подростки часто не знают, где можно кататься на двухколесном средстве передвижения, и потому смело выезжают на проезжую часть, не зная при этом ПДД. А родитель, подаривший своему чаду долгожданную игрушку, не думает, что это прямой путь к трагедии.
В зимний период возникает еще одна большая проблема – плохая видимость. К сожалению, наши улицы плохо освещены плюс одежда на детях практичных темных тонов. Результат – нулевая видимость для водителя, тем более в свете фар встречного автомобиля.
Основная масса пострадавших на дороге – это дети школьного возраста.
Как уберечь детей от трагедий на дорогах? Необходимо безустанно учить их основным правилам безопасного поведения на улице, Правилам дорожного движения для пешеходов и пассажиров. Самое главное – это личный пример. Особая рекомендация родителям: продумайте и проделайте несколько раз вместе с ребенком самый удобный маршрут от дома до школы. И не забывайте постоянно напоминать своему ребенку меры предосторожности на улице и правила поведения на дороге. Старайтесь покупать ребенку одежду светлых тонов и со специальными нашивками из светоотражающих материалов (в продаже есть обувь, куртки, рюкзаки и т. д.). На школьные рюкзаки и сумки в качестве брелока на внешнюю сторону прикрепите катафот.
ОГИБДД по ГО «город Лесной» напоминает, что на улицах не должно быть безучастных! Если вы видите, что ребенок нарушает Правила дорожного движения, остановите его, объясните ошибку и расскажите о возможных последствиях.


Врио начальника ОГИБДД ОМВД
России по ГО «город Лесной» С.А. Зайцев