БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЛЕСНОЙ" НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ
Прислано Русское Радио на 12 Ноября 2013, 10:31:20
Уважаемые депутаты, работники администрации, Счетной палаты, предприятий и организаций бюджетной сферы, представители Общественной палаты, политических и общественных организаций. Дорогие лесничане!
В соответствии с принятым Думой городского округа Положением о бюджетном процессе, представляю вам Бюджетное послание главы об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Бюджетное послание не меняет порядок принятия бюджета – основного финансового документа города. Данным документом высшее должностное лицо города определяет...
Расширенные новости
Уважаемые депутаты, работники администрации, Счетной палаты, предприятий и организаций бюджетной сферы, представители Общественной палаты, политических и общественных организаций. Дорогие лесничане!
В соответствии с принятым Думой городского округа Положением о бюджетном процессе, представляю вам Бюджетное послание главы об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Бюджетное послание не меняет порядок принятия бюджета – основного финансового документа города. Данным документом высшее должностное лицо города определяет совместно с участниками бюджетного процесса стратегические подходы к развитию городского округа через грамотно расставленные приоритеты при подготовке и утверждении бюджета городского округа, координирует действия органов местного самоуправления.
Что такое бюджет? Это финансовый ресурс, который направляется на решение проблем жителей городского округа через предоставление муниципальных услуг в сфере образования, культуры, спорта, ЖКХ и т.д. Мы должны в первую очередь думать о том, в каком объеме и какого качества услугу получают лесничане. При этом мы должны понимать, что все запросы общества нам не удовлетворить, исходя из реалий бюджета, хотя запросы и формируются на основе объективной оценки состояния жизненно важных сфер города как органами власти так и самими горожанами.
На этом этапе важна работа всех органов власти.
Во-первых, работа депутатов, которые во время выборной кампании на встречах с населением формируют перечень наказов, устанавливают контроль за их исполнением и тем самым определяют приоритеты исполнения наказов. Таким образом формируется значительная часть так называемого "бюджета развития": расширяются внутриквартальные проезды, строятся парковки, устанавливаются детские игровые площадки и т.д.
Работа депутатов по контролю исполнения бюджета, его эффективному использованию качественно улучшает структуру бюджета содержания.
Во-вторых, работа администрации по безусловному исполнению расходных полномочий, финансированию сферы деятельности предприятий и учреждений города обеспечивает бюджет содержания.
Взаимодействуя с областным и федеральным уровнем власти, реализуя совместные программы, а также привлекая средства вышестоящих уровней на строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, мы формируем бюджет развития. В результате появляются новые дороги, коммуникации, социальные объекты.
Бюджет содержания и бюджет развития – две составные части расходных обязательств бюджета. Соотношение между ними характеризует перспективы города: чем больше вторая, тем перспективы "радужнее".
Безусловно, объем доходов определяет объем расходов. В формировании доходов огромную роль играет бюджетная политика органов местного самоуправления, совместная продуктивная работа. Поэтому, планируя безусловное финансирование всех сфер городской жизни через бюджет содержания, мы должны принимать меры по увеличению бюджета развития. Только такой подход обеспечит нам положительную динамику доходов в последующие годы. Так, важно вместе не только определять приоритетные направления, но и гарантировать их финансирование.
Не буду озвучивать основные статьи бюджета, напоминать основные прогнозные оценки социально-экономического развития округа на 2014 год, также не буду напоминать программные моменты развития округа до 2020 года. Это мы с вами обсудим при текущей работе в комиссиях Думы, на публичных слушаниях при обсуждении проекта бюджета.
Хочу привлечь ваше внимание к формированию бюджетной политики в городе в части эффективного использования бюджетного рубля, указать на резервы в работе по сокращению издержек, на наши возможности по формированию бюджета развития, по ужесточению финансовой дисциплины всех участников процесса, на инновационно-организационные подходы при формировании бюджета и как результат – выполнение главного требования, предъявляемого к бюджету.
Главное требование, предъявляемое к бюджету – повышение эффективности исполнения социальных обязательств в рамках реализации майских Указов Президента РФ, "обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы". Задача сбалансированности для городского округа крайне важна на 2015–2016 гг.
За три последних года экономика города показала устойчивый рост. Темп роста составил в 2012 году 114,6% к уровню 2011 года. В 2013 году наметилось снижение роста, но он есть. Так, за истекший период (9 мес. 2013 года) он составил 105,9% к уровню аналогичного периода 2012 года. По показателям безработицы в 2013 году мы ниже среднеобластных, он равен 1,48% от численности экономически активного населения города. Средняя заработная плата по городу в 2013 году составила 30,5 тыс. руб. Проведено повышение заработной платы работников бюджетной сферы.
В целях системной поддержки экономического роста, который является основой стабильности доходной базы местного бюджета, в 2012 году Думой городского округа "Город Лесной" была утверждена Программа комплексного социально-экономического развития городского округа "Город Лесной" на 2012–2016 годы.
При этом остаются сложности с формированием доходной части бюджета на 3-летнюю перспективу.
В 2015 году заканчивается срок действия мировых соглашений, что повлечёт снижение поступлений от использования Муниципального имущества в сумме около 400,0 млн. рублей.
В связи с передачей на региональный уровень ряда полномочий (по обеспечению прав граждан на получение дошкольного образования) ФЗ № 252, внесены изменения в Бюджетный кодекс. В результате в бюджете городского округа мы теряем 5% от налога на доходы физических лиц.
Кроме того, Законом Свердловской области № 81 по этой же причине снижаются и поступления в бюджет городского округа по единому нормативу отчисления от налога на доходы физических лиц с 7% до 3%.
Законом ФЗ-244 государство дало возможность муниципальным образованиям улучшить структуру доходной части бюджета, взимая арендную плату на земли, государственная собственность на которую не разграничена. Сегодня этот норматив составляет 80%. Также в местный бюджет должны поступать отчисления от акцизов на бензин в размере 10% от поступления этого налога в консолидированный бюджет Свердловской области на организацию городского дорожного фонда.
К сожалению, для нашего города бюджетное замещение выпавшей доходной части этими налогами не произойдёт, потому что Земельный кодекс ограничивает оборот земель в городском округе.
Отчисления в дорожный фонд всего 2,6 млн. рублей, потому что нет пока развития транспортной инфраструктуры с учетом нашего географического положения. С вводом дороги на Ханты-Мансийск она, конечно, будет улучшаться, но это светлое будущее. Общая цифра освоения денежных средств местного бюджета по дорожным фондам в 2013 году – более 90 млн. руб. Одним из основных приоритетов будет удержание в 2014–2016 годах количественных и качественных показателей по содержанию и ремонту дорог. Поэтому администрации необходимо приложить усилия по увеличению наполняемости дорожного фонда, в том числе путем уменьшения количества бесхозяйных дорог, регистрации в муниципальную собственность объектов дорог и инфраструктуры.
Анализ исполнения доходной части бюджета за последние годы, а также в свете внесенных изменений показывает, что доля собственных доходов неуклонно снижается, а доля безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней увеличивается. Что, безусловно, снижает возможности для формирования резервов бюджета развития, инвестиционный потенциал территории.
Поэтому объективно необходимо формирование и параметров бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период на основе умеренных прогнозных оценок социально-экономического развития и оптимизации структуры расходов.
Новые расходные обязательства должны реализовываться только с предложениями об источниках финансирования, содействовать экономическому росту, повышению эффективности расходов.
Бюджет городского округа на 2014–2016 годы сохраняет социальную направленность. Вложения весьма внушительны, включая финансирование Центра правовой и социальной поддержки населения.
Главная задача при планировании и исполнении бюджета – снижение издержек, бережное, рациональное расходование каждого рубля, чтобы была максимальная экономическая отдача, не должно быть раздувания штатов и ведомственных амбиций; повышение качества работы бюджетных учреждений.
Мы должны отказаться от затратных, малоэффективных мероприятий, продолжить работу по оптимизации сети учреждений, переходу в автономию, совершенствовать систему закупок для муниципальных нужд. Необходимо выявлять резервы и перераспределять их в интересах стратегических задач, обозначенных в Указах Президента. При этом непременным условием стоит не только сохранение на нынешнем уровне, но и улучшение качества, увеличение объема муниципальных услуг населению.
Особо подчеркиваю: снижение издержек – это не сокращение объема или качества муниципальных услуг, это принципиально иной подход к управлению бюджетными ресурсами, который при меньших расходах дает жителям городского округа такой же или лучший результат. Примеров применения организационной инновации, которая дает иной подход к развитию любой жизненно важной сферы в городах нашей системы, достаточно – надо только не лениться и перенимать опыт для начала. Не быть снобами. А потом, даст Бог, будем и законодателями мод. Обратим внимание на бюджетную сферу: образование, культуру, спорт.
Например, решение проблемы нехватки мест в яслях для детей до 2 лет.
Понятно, что строительство и реконструкция требуют серьезных вложений, да еще необходимо пробиться в областную программу. Но сегодня в связи с серьезным ростом средней заработной платы в городе есть семьи, которые готовы платить за содержание ребенка в частном дошкольном учреждении. Есть механизм реализации этой идеи – муниципально-частное партнерство. Есть опыт. Необходимо желание ставить эти задачи и решать их.
Кстати, хочу избежать спекуляций на эту тему. Мы должны заниматься и строительством и реконструкцией муниципальных садиков. Частные садики – не панацея, а только мера, направленная на снижение социальной напряженности. Здесь можно рассмотреть пилотный проект "Школа-сад" на базе 63 школы. Либо другой вариант использования этого здания: создание групп присмотра и ухода за детьми 6–7 лет. Варианты должны предложить профессионалы, им ставил эту задачу, жду предложений.
Ещё одно направление снижения неэффективных расходов – применения организационной инновации или снижение издержек – функционирование городских спортивных школ и организации детского и взрослого спорта. До сих пор не оптимизирована структура учреждений спорта в городе. Это необходимо сделать в кратчайшие сроки.
В рамках Соглашения, подписанного Министерством спорта РФ, Минспорта и молодёжной политики Свердловской области об определении базовых видов спорта для Свердловской области, необходимо определить таковые и для города Лесного. Поэтому, советуясь со специалистами, спортивной общественностью в рамках Координационного cовета по спорту при Главе администрации, мы должны расставить чёткие приоритеты по развитию тех видов спорта, для которых у нас есть всё необходимое: начиная от высококвалифицированных тренеров и заканчивая соответствующей материально-технической базой. Пусть это будет меньшее количество культивируемых видов, но зато они будут достаточно финансироваться, чтобы спортсмены могли полноценно тренироваться и главное – регулярно выезжать на соревнования. Я хочу вновь обратить ваше внимание на принципиальный момент – должны ли мы экономить на детском спорте? Конечно, нет! Все средства, выделенные ранее на спорт, у него и останутся, но доля финансирования массового спорта возрастёт. Именно массового, как альтернативы пагубным увлечениям нашего времени.
Перейдём к задачам по сокращению издержек в Управлении образования.
Мы знаем, что процесс снижения неоправданных издержек в наших школах пошёл. Это хорошо. Объединяя школы, мы избавились от лишних трат на содержание незаполненных образовательных учреждений, стремимся использовать эффективно каждый бюджетный рубль. Цифра уже серьезная – примерно 30 млн. руб. Значит ли это, что высвободившиеся деньги мы выводим из образования? Ни в коем случае! Сэкономленные средства необходимо направлять на повышение качества образовательных услуг, укрепление материально-технической базы.
Переход к автономии учреждений должен быть разумным и плановым.
В 2014 году ставлю задачу ежеквартально анализировать и активно усиливать положительный опыт для перехода учреждений в статус автономных, это будущее образовательных учреждений.
Решая задачу качественного улучшения школьного питания, руководителям УО необходимо учитывать наличие хорошей производственной базы в МБУ "Солнышко" и МУП "Самоцвет", аппарата управленцев в ФХУ.
Также необходимо помнить, что из местного бюджета мы выделяем порядка 11 млн. рублей на эти цели, тогда как в области школьное питание финансируется из двух источников (областной бюджет и родительская плата).
Предлагаю администрации организовать разработку комплекса мер по сокращению расходов местного бюджета на организацию качественного школьного питания и с учетом вышесказанного активизировать работу по увеличению внебюджетных источников дохода.
Такая же задача стоит и перед руководителями ДДУ. Тем более что механизм есть. Сегодня перечень услуг и их стоимость вы можете формировать сами. Это позволит эффективно решать вопросы заработной платы персонала, улучшения материально-технической базы.
Повторюсь, все преобразования в этой сфере должны повышать качество воспитания и образования наших детей.
Есть хороший опыт в г. Северске, который необходимо перенимать, – создание в городе образовательных (школьных) округов. Суть: на пустующих во второй половине дня площадях школ организуются различные мероприятия: спортивные (поддержка массовой физкультуры и спорта), культурные, общественные, клубы по интересам и т.д. В Северске пошли дальше – на базе общеобразовательных школ стали создавать ТОСы (территориальное общественное самоуправление). Это приближает власть к людям и значительно облегчает работу с управляющими компаниями.
Еще одна важная составляющая – укрепление финансовой самостоятельности учреждений, привлечение внебюджетных средств, таких как грант. Серьезные выделяются деньги, и очень несерьезный подход наших учреждений.
Особенно касается сфер образования, культуры и спорта, ЖКХ, общественных организаций, в т.ч. некоммерческих.
Правильная организация этой деятельности приводит к безусловному успеху, и в будущем не придется администрации ломать голову над тем, где изыскать средства на содержание мемориальных памятников, установку новых, реализацию профильных мероприятий.
О сокращении издержек, о привлечении внебюджетных источников в культуре.
Здесь понимание процесса есть. Задача Министерства культуры РФ по увеличению охвата жителей услугами культуры поставлена. Материальная база для привлечения финансов есть. Необходимо решать вопрос привлечения профессиональных кадров и качества предоставляемых услуг.
Что касается взрослого спорта.
Задача администрации города – создать условия для массового спорта, содержание материально-технической базы. Аренда имущества, оплата инструкторов, другие расходы должны оплачиваться либо из средств предприятий города, либо спонсорами, либо занимающимися, которые могут объединяться в клубы. И у нас такой опыт появился благодаря пониманию руководителей предприятий, особенно комбината "Электрохимприбор".
Хочется отметить положительный опыт деятельности клуба любителей хоккея. После перевода отношений на договорные условия, упорядочения организационной и финансовой деятельности количество занимающихся взрослых хоккеистов существенно возросло.
Задача ФСЦ "Факел" – распространить этот опыт на взаимодействие с детским спортом. Здесь администрации необходимо грамотно составить графики использования сооружений и проведения соревнований.
О сокращении издержек в сфере благоустройства и экологии.
Сейчас это направление становится очень актуальным. Понимая, что проблемы качества благоустройства города нам при существующей коммунальной структуре не решить, перенимая опыт городов-лидеров по благоустройству (Пенза-19, Саров), мы решились на реформу коммунального хозяйства, передав уборку улично-дорожной сети и благоустройство бюджетному учреждению, т.е. перевели эти виды работ на прямое бюджетное финансирование. Мы решили проблему сохранения материально-технической базы, кадрового персонала, стабильной оплаты труда дворников.
Необходимо далее решать и задачу увеличения заработной платы этой категории, но с непременным обязательным требованием: улучшение качества работы.
Здесь мы должны понимать, что это мера временная, до момента внедрения передовых технологий и закрепления профессиональных кадров. И как следствие – поэтапное внедрение рыночных отношений в этой сфере. Задачу по сокращению бюджетных затрат здесь также необходимо ставить. Это должно выражаться в привлечении жителей не только на субботники, но и на расширение парковочных площадок, установку детского оборудования, озеленение города. Привлечение общественных организаций на благоустроительные работы (уже есть предложения от профсоюзов), молодёжного экологического движения, школьников, предприятий. Ещё важнее задача – привлечение жителей на благоустроительные работы внутриквартальных территорий. Мы не используем в полной мере этот ресурс и не экономим средства местного бюджета. Задача администрации – подготовить комплекс мероприятий в 2014 году: программы, конкурсы, тематические мероприятия, например Год благоустройства дворовых территорий. Цель – мотивация жителей и служащих ЖКХ, ответственных за это направление. Для поддержки инициативы жителей предлагаю уже в 2014 году реализовать проект по благоустройству сквера за Детской школой искусств и проект по реконструкции городского парка культуры и отдыха. Главное – не обманывать людей, которые отзываются, своевременно решать вопросы по обеспечению их инструментом, материалами, предоставлять при необходимости механизмы, оказывать информационное и профессиональное сопровождение.
Ещё раз повторю – мы не пионеры. Этот опыт реализован в других городах. Необходимо желание, амбиции сделать еще лучше.
Есть ещё одна проблема из этой сферы – вывоз мусора на полигон ТБО жителями города. Необходимо максимально упростить эту процедуру, ведь следствием являются многочисленные так называемые несанкционированные свалки, на ликвидацию которых мы тратим серьёзные деньги. Задача: в рамках реализации реформы ЖКХ в 2014 году обеспечить работу специализированного предприятия по качественному улучшению оборота ТБО на территории города.
В этом же ряду – организация платных мест отдыха населения на природе. В 2014 году необходимо закончить обустройство зоны отдыха городского пруда, у водно-спасательной станции, привлечь к этой работе АСС. Органам местного самоуправления при этом решить вопрос с жителями города – будет ли это полностью пешеходная зона, вплоть до санатория "Солнышко", или населению необходим проезд транспорта по дороге до пляжа. Подход в этом вопросе должен предусматривать и средства частных инвесторов. А инвестор придет только тогда, когда будет жестко налажена работу по охране окружающей среды ему в помощь.
В связи с этим особое внимание хочу обратить на работу административной комиссии. Неоднократно напоминал администрации на необходимость активизации её работы.
У нас нет сегодня полного понимания в этом вопросе. Я считаю, успех работы комиссии целиком и полностью зависит от корректного планирования её работы:
- по видам контроля;
- по объектам контроля;
- по ответственным лицам;
- по своевременной корректировке планов работ в случае отсутствия результатов.
В этой работе необходим координатор. Правильно организованная работа муниципальных служащих в этом направлении и работа административной комиссии обязательно приведёт к порядку в нашем городе и наполнению бюджета. Нам дали этот мощный ресурс, но используем его мы слабо.
О приоритетах в строительстве.
Мы последние 2 года значительные средства вкладывали в развитие инженерной инфраструктуры с целью подготовить экономическую базу для строительства коммерческого жилья. Хочу отметить – это нам в значительной мере удалось. Сегодня есть подготовленные площадки, есть застройщики, есть спрос на это жилье. Задача – организация информационного сопровождения по вопросу развития ипотеки. Нам удалось привлечь значительные инвестиции и построить несколько домов по различным государственным программам. Взаимодействие с Фондом жилищного строительства Свердловской области надо активно продолжать. Однако мы должны учесть и запросы жителей по строительству малоэтажной застройки – МКР-8 и 11, коттеджной застройки в Чащавите. В Чащавите уже выделены земельные участки для индивидуального строительства, задача администрации – подготовить решение по реконструкции электроснабжения. Напоминаю, серьезный вопрос стоит с подключением малоэтажной застройки к газу. Газовые сети построены, но газа в домах так и нет. Задача – организовать газоснабжение населения. Обязательно в 2014 году начать реализацию этих проектов.
Администрации – подготовить программу строительства жилья некоммерческого использования для бюджетников, социально незащищенных слоев населения. Эта задача должна решаться совместно с градообразующим предприятием, которому необходимо как собственное ведомственное жилье, так и жилье некоммерческого использования. Такую задачу мы ставим и в комплексную программу развития ЗАТО, и перед ассоциацией муниципальных образований Свердловской области.
Необходимо и далее развивать инженерную инфраструктуру для развития города. Но задача несколько иная. Использовать средства не только местного бюджета, но и войти в областную программу «Развитие жилищного комплекса области» и получить средства на эти цели. У нас для этого есть все показатели. Мы стартовали своими деньгами из местного бюджета, теперь обязаны получить деньги из областного бюджета на гарантированные квадратные метры жилья сверх плана.
Высвободившиеся за счет этих мероприятий деньги необходимо направить либо на строительство, либо на покупку социального жилья. По крайней мере, до реализации Программы по некоммерческому жилью.
В приоритетах на 2014 год должна стоять задача организации сетевого хозяйства в форме ОАО с участием Росатома (комбината "Электрохимприбор" – в контексте передачи сетей) для обеспечения энергетической безопасности города. Этот вопрос стоит также в повестке совместной работы Ассоциации ЗАТО и Росатома. Мы прекрасно понимаем, что городскому бюджету такое энергетическое хозяйство не потянуть. Надо искать пути снижения нагрузки на местный бюджет. В контексте этой проблемы не могу не упомянуть о необходимости завершения работы по установке общедомовых приборов учета тепла. Это наш долг перед населением. Без этих мероприятий работа будущей сетевой организации теряет всякую перспективу.
О здравоохранении.
ЗАТО не обладает в данной сфере какими-либо полномочиями, поскольку по закону медицина находится в ведении ФМБА. Однако городские власти не должны снимать с себя ответственность за сохранение здоровья граждан, за состояние дел в учреждениях здравоохранения.
Муниципалитет обязан оказывать содействие в предоставлении самого широкого спектра медицинских услуг в городе и на присоединенных территориях, в постоянном улучшении их качества. Путем участия в программах ФМБА, через создание собственных программ по профилактике гриппа, вакцинации против клещевого энцефалита, обследование населения по рискам и т.д. Региональная медицина динамично развивается. Мы с огромным усилием удерживаем достигнутый уровень медицины в нашем городе. Но есть угроза того, что в 2014 году будет процесс оптимизации деятельности ФМБА в ЗАТО. Такие консультации идут. Поэтому сегодня очень актуально рассмотреть механизмы поддержки нашей городской медицины через местный бюджет в рамках закона.
Эта тема очень важна для ЗАТО, где люди связывают свои ограничения по проживанию с улучшенным медицинским и социальным обеспечением. Эту проблему в самое ближайшее время необходимо совместно с ГК «Росатом» ставить перед Минздравом РФ.
В президентских указах красной нитью идет мысль – не должно быть хуже, чем было.
Завершая тему бюджетного содержания, позволю себе повториться, ещё раз напомнить то ключевое определение: бюджет – это финансовый ресурс, который должен быть направлен на решение проблем горожан.
Таким образом, главным критерием качества исполнения бюджета должно стать не количество собранных или потраченных нами денег, а улучшение качества жизни.
Понимаю, что этот показатель весьма субъективный, нам необходимо проводить в городском округе соцопросы по оценке предоставления бюджетных услуг, а значит, и оценки нашей работы. Помимо оценок это нам поможет и грамотнее определять приоритеты при корректировке бюджета, составлении плана работ, нам необходимо предусмотреть эти расходы в городском бюджете.
Теперь о бюджете развития.
Вторая часть бюджета должна тратиться на то, чтобы обеспечить рост собственных доходов. Деньги должны тратиться так, чтобы они в короткое время возвращались в бюджет, а в будущем давали прибыль. Как вы понимаете, речь – об идее создания новых источников дохода, о расширении налоговой базы. Перспективы развития нашей территории, основные стратегические ориентиры и приоритеты, ключевые направления, важнейшие целевые показатели закреплены в трех основополагающих документах:
- Прогнозе социально-экономического развития городского округа "Город Лесной" на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (утвержден постановлением главы администрации городского округа от 17.10.2013 г. № 1894);
- Программе комплексного социально-экономического развития городского округа «Город Лесной» на 2012–2016 годы (согласована с Госкорпорацией «Росатом» и утверждена решением Думы городского округа «Город Лесной» от 17.07.2013 г. № 193);
- Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Лесной" на период до 2020 года» (утверждена постановлением главы городского округа от 03.03.2010 г. № 344).
Из чего будет формироваться бюджет развития в ближайшие годы? На какие цели пойдут его средства? Это основные вопросы, которые я хочу раскрыть сегодня. Нам нужна качественно новая бюджетная политика, которая обеспечит новые постоянные доходные источники бюджета.
Основные направления работы при формировании бюджета развития:
1. Законодательная деятельность.
2. Инвестиционная политика.
3. Программно-целевой метод.
4. Корпоративная политика Госкорпорации "Росатом".
5. Эффективность использования муниципального имущества.
6. Кадровая политика.
Остановлюсь подробнее на каждом из них:
1. Законодательная деятельность.
Мы постоянно работаем с Ассоциацией ЗАТО, ГК "Росатом", Государственной Думой, Правительством РФ по совершенствованию законодательства о ЗАТО, по вопросам зачисления налогов и других поступлений в бюджет ЗАТО. Большим достижением для нас стало подписание соглашения о сотрудничестве между Госкорпорацией "Росатом" и Правительством Свердловской области, в рамках которого наш город должен получать средства в виде иных межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры. Мы настойчиво продолжаем работать в данном направлении. Особый порядок формирования бюджета ЗАТО стоит на повестке дня Ассоциации ЗАТО и Госкорпорации "Росатом", обсуждается концепция государственной политики в отношении ЗАТО атомной отрасли на ближайшую перспективу. Городская администрация и Дума стали активными участниками этого процесса, сформировали свои предложения и направили их в ассоциацию ЗАТО, для того, чтобы, обсудив их с госкорпорацией, готовившей концепцию, выйти совместно на уровень Правительства РФ, Государственной Думы. В основе этой концепции, кстати, не только принципы формирования бюджетов ЗАТО, но и предложения по развитию всех сфер жизнедеятельности городов. Эту работу необходимо продолжать.
Нас тревожит ситуация в сфере законодательного регулирования закупок. Еще не вступил в действие новый закон – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", как уже назрели изменения в него. Мы предлагаем при проведении конкурсных процедур на поставку товаров и услуг градообразующему предприятию, а также муниципальным учреждениям и предприятиям, располагающимся на территории ЗАТО, при определении победителя предоставлять преференции тем заявившимся предприятиям и организациям, которые зарегистрированы на территории ЗАТО. Деньги должны оставаться в городе.
2. Инвестиционная политика.
Одним из важнейших направлений деятельности органов местного самоуправления на 2014 год – формирование оптимальных условий для инвесторов и благоприятного инвестиционного климата, стимулирование, привлечение инвестиций в экономику города. Как показывает опыт, инвестор, выбирая территорию, учитывает не только ее логистические преимущества, но и деловой климат, внимание власти к предпринимателям, состояние инфраструктуры, информационную открытость, то есть нам необходимо развивать инновационную инфраструктуру до системы.
Задатки у нас есть. Есть фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Необходимо открыть в 2014 году технопарк, согласно совместному с МИФИ-3, комбинатом "Электрохимприбор" плану мероприятий, это будет основой для поддержки предприятий и предпринимателей, производящих свою продукцию. Но опыт других закрытых городов, развивающих инновационную систему, показывает, что необходимы «опережающие» инвестиции. В абсолютном большинстве случаев начальная инфраструктура создается за счет общественных финансов, то есть местного бюджета. Но инвестиции могут быть и государственными и частными (в т.ч. и государственно-частное партнерство - ГЧП).
В связи с существенными ограничениями в ЗАТО, снижающими значительно нашу инвестиционную привлекательность, мы в ЗАТО Лесной, вправе рассчитывать на государственные опережающие инвестиции.
Необходимо серьезно расширить форму ГЧП в рамках сотрудничества с ГК "Росатом".
Примером такого сотрудничества является развитие социально значимого объекта – санатория-профилактория "Солнышко", где мы оздоравливаем наших детей, пожилое население. Там сегодня за счет средств ГК "Росатом", местного и областного бюджетов провели замену сетей, капитальный ремонт кровель корпусов. Выделяется финансирование около 100 млн. руб. на капитальный ремонт бассейна, реконструкцию клуба-столовой. Задача: настойчиво продолжать работу по организации круглогодичного оздоровления детей с образовательным процессом. Использовать инфраструктуру для оздоровления и отдыха населения города в выходные дни.
Все это позволит уже привлечь средства частного инвестора для строительства спортивного зала, который так необходим для выполнения вышеозначенных целей.
Пример взаимодействия администрации с частным инвестором есть. В городе начал решаться "банный вопрос", выделена земля в районе ул. Мира, закончены подготовительные работы, проектирование банно-оздоровительного комплекса за счет частника. В 2014 году начало строительства. Кроме этого земельного участка, администрацией подготовлена площадка для бани на углу ул. Фрунзе и ул. Мамина-Сибиряка. Он предназначался под партийный проект отделения "Справедливой России", надеюсь, они сдержат свое справедливое слово.
В рамках ГЧП возможно решать задачи по строительству универсального спортивного комплекса с искусственным льдом, сейчас завершается работа по его проектированию. Напоминаю, строительство должно финансироваться из 3 источников: средств города, областного бюджета и ГК "Росатом".
Также необходимо участие в федеральных целевых программах (например, "Чистая вода") за счет профессиональной подготовки проектно-сметной документации (тот же бушуевский проект). Необходимо обязательное участие в региональных программах с долей финансирования от 70% и выше. Еще один из возможных вариантов решения вопроса - это привлечение инвесторов, которые готовы вложить "длинные" деньги в систему городской инфраструктуры. Для этого мы должны участвовать в различных инвестиционных форумах, а в идеальном варианте – стать их организатором в Лесном, с участием успешных предпринимателей – наших земляков. При достижении указанной цели мы сможем обеспечить развитие инфраструктуры города, снизить нагрузку на бюджет, а в конечном итоге получим новый доходный источник в виде дополнительных налоговых поступлений от деятельности организации в сферах экономики городского округа.
3. Программно-целевой метод.
Основные принципы программно-целевого управления – это ориентация бюджета на достижение определенных целей, персональная ответственность за каждую цель и задачу, оплата муниципальных заданий за фактически оказываемые услуги, повышение их качества. Программный бюджет даст возможность жителям увидеть, на что конкретно направляются средства бюджета, оценить качество муниципальных услуг. Переход к программному бюджету должен изменить и саму процедуру бюджетного планирования: не от денег к мероприятиям, а от целей – к мероприятиям и к деньгам. Наши цели и задачи определены Программой комплексного социально-экономического развития городского округа "Город Лесной" на 2012–2016 годы, утвержденной решением № 193 от 17.07.2013 Думы в декабре прошлого года. Кроме того, муниципальные программы остаются одним из эффективных механизмов привлечения средств бюджетов вышестоящих уровней для решения задач социально-экономического развития городского округа "Город Лесной". Необходимо организовать взаимодействие администрации города и областных министерств. В очередном финансовом году объем финансирования должен быть выше, чем в предыдущем.
4. Корпоративная политика Госкорпорации "Росатом".
Проводимая реорганизация атомной отрасли, политика уменьшения накладных расходов, непрофильных затрат должны проходить на территориях на основе совместных программ с городом, областью, чтобы не вызвать социальную напряженность. Передача объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность города ляжет серьезным бременем на местный бюджет. И самостоятельно выйти из сложившейся ситуации не представляется возможным. Нам необходима помощь Госкорпорации "Росатом" и градообразующего предприятия. На совместном заседании Ассоциации ЗАТО и Госкорпорации «Росатом» мне, как главе городского округа, поручено систематизировать и подготовить предложения по энергоэффективности. В 2014 году необходимо создать вертикальную систему энергетической безопасности с участием городских сетей и сетей градообразующего предприятия. Напомню, что в рамках соглашения о сотрудничестве между Правительством Свердловской области и Госкорпорацией "Росатом" наш город должен получить средства на развитие и поддержку объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Большая часть должна идти на эти цели.
5. Эффективность использования муниципального имущества.
Остановлюсь подробнее на проблеме эффективного управления муниципальной собственностью. Необходимо систематически анализировать структуру доходов от использования муниципального имущества. Имущество – наш актив, оно должно быть рентабельным! Оно не должно быть балластом «на плечах» городского бюджета. Для контроля за целевым использованием муниципального имущества требуется регулярно проводить инвентаризацию муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений и хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий. Имущество, используемое не по назначению, подлежит изъятию с последующей передачей в муниципальную казну для предложения в аренду или передачи другим муниципальным учреждениям (муниципальным унитарным предприятиям), либо реализации в соответствии с ежегодно разрабатываемым прогнозным планом приватизации имущества городского округа "Город Лесной". Мы должны обеспечить проведение оценки эффективности налоговых и неналоговых льгот по местным налогам и арендной плате за пользование муниципальным имуществом, и при необходимости – депутатам принимать решение об отмене этих льгот.
Неналоговые доходы – это поступления от сдачи в аренду и продажи муниципального имущества и добровольные пожертвования. Какие здесь резервы? Об арендной плате. Нам следует постоянно анализировать и корректировать политику установления арендной платы, уходить от неоправданного льготирования бизнеса. Льготная арендная плата должна применяться только для поддержки бизнеса на его старте и только для бизнеса, предоставляющего горожанам отсутствующие на нашем рынке товары и услуги. Этот бизнес должен создавать рабочие места и обязательно быть на налоговом учете в Лесном. Наши действия в этой сфере не должны влиять на конкурентоспособность тех или иных фирм. Исключение можно делать только для некоммерческих и социально значимых общественных организаций.
О приватизации. Анализ показал, что в казне муниципалитета много имущества, которое не нужно и в перспективе не понадобится органам местного самоуправления для выполнения своих полномочий. Оно никем не используется, и нам приходится его содержать (охрана, отопление и т.д.). Затраты – несколько десятков миллионов рублей в год. В то же время нам не хватает имущества для предоставления муниципальных бюджетных услуг (детские сады, спортивные сооружения, техника для благоустройства, и тому подобное) и нет денег на это. Считаю необходимым продать ненужное нам имущество и приобрести или построить имущество, нужное городу.
6. Кадровая политика
Кадровый вопрос остается самым острым как в деятельности органов местного самоуправления, так и в деятельности городских учреждений и предприятий. Реализация поставленных задач по социально-экономическому развитию города невозможна без профессионального кадрового обеспечения. Что необходимо отметить и какие задачи необходимо решать? Считаю, что улучшается работа в Думе (она отвечает за стратегию развития города) при подготовке вопросов по повестке, проработка вопросов на уровне комиссий, с привлечением специалистов. Этим мы почти исключили некорректные высказывания на заседаниях Думы. Эффективно налажена депутатская работа по приему населения. Необходимо при всей занятости принимать участие в специально организованных областью семинарах, перенимать опыт других городов. По особо значимым для города социальным вопросам организовывать депутатские слушания. Активнее привлекать для подготовки предложений по усилению финансовой дисциплины Счетную палату, тем более что ее численность увеличивается.
Что касается администрации, отвечающей за тактику развития города. Здесь кадровая политика должна решаться в интересах и в рамках реализуемых стратегических направлений. Необходимо сформировать кадровый резерв управленцев в администрации, в каждом учреждении и предприятии, зависящем от муниципалитета – из менеджеров новой формации, способных оперативно решать задачи и проблемы самого различного характера. Своевременно решать проблему возрастных сотрудников, работающих по привычным правилам и программам, то есть по подготовке смены. Мы не можем приказать, но думаю, что конструктивное сотрудничество с властью не повредит никому. Муниципальные служащие должны обязательно периодически повышать свой профессиональный уровень. Для этого должны быть средства в бюджете. Активнее применять конкурсы при замещении вакантной должности.
Считаю, что содействие развитию институтов гражданского общества и просветительских организаций должно присутствовать в бюджете города. Продолжить реализацию двух соглашений, подписанных в 2013 году по кадровой политике. Напоминаю первое, 3-стороннее: Город – МИФИ– Комбинат, второе, 2-стороннее: Управление образования – Комбинат. Необходимо расширить применение этих соглашений: отследить судьбу каждого успешного выпускника, студента, обучающегося за пределами города. В дальнейшем, используя инструменты кадрового резерва, конкурсов на замещение вакансий, приглашать эту талантливую молодежь на работу в Лесной.
Заключение
Органами местного самоуправления должны быть определены три основных направления в работе: экономика, среда обитания и духовно-нравственное развитие. Именно духовно-нравственному воспитанию населения наш Президент В.В.Путин определил стратегическое значение на Валдайском форуме. Считаю, что в городе должна быть целевая программа "За духовное и нравственное здоровье населения на 2014–2016 годы".
Бюджет в политическом понимании – это инструмент, используя который мы будем продвигаться к достижению названных целей. То есть эффективное использование бюджетных средств должно приводить к повышению комфортности проживания в нашем городе, повышению качества оказания муниципальных услуг. Соответственно, отчет Администрации за 2013 год должен показать динамику работы в этом направлении. Мы должны увидеть, как исполнение бюджета по конкретным статьям повлияло на решение проблем. Задача бюджета – обеспечить этот процесс финансами.
Бюджет городского округа "Город Лесной" – это важнейший финансовый инструмент осуществления государственной политики на территории городского округа. В соответствии с бюджетом, на его основе строится работа исполнительных органов власти. Логично и закономерно, что над ним работают специалисты: финансисты, экономисты, эксперты, аналитики. Прежде чем стать нормативно-правовым актом, он проходит детальное, серьезное обсуждение в отделах Администрации, согласительных комиссиях и на заседаниях Думы. Текст бюджета публикуется в средствах массовой информации.
И все же считаю необходимым придать бюджетному процессу ещё большую открытость и публичность. Каждый горожанин должен иметь возможность в полном объеме получить информацию о том, сколько город зарабатывает и сколько тратит, какие программы являются для нас приоритетными, каких результатов мы хотим добиться. В связи с этим проект бюджета должен быть своевременно направлен депутатам Думы и обсужден гражданами на публичных слушаниях. Люди должны понять "сколько, на что и кому от этого стало лучше".
Уважаемые коллеги, это действительно очень важный вопрос, так как доверие основано на открытости власти и возможности каждому убедиться в эффективности работы муниципалитета, то есть нас с вами.
Нам предстоит большая работа, она нужна всегда, если стремиться идти вперед. И здесь требуется вклад каждого, требуется уже сегодня, а не завтра. Если мы будем работать вместе, достойно, с полной отдачей сил, мы обязательно выполним поставленные задачи.
Спасибо вам за большое терпение и внимание!
gorodlesnoy.ru