Порядок действий водителей при ДТП
Прислано Русское Радио на 25 Июля 2013, 09:59:10
Хорошо известно, ГИБДД ведет статистику дорожных происшествий с человеческими жертвами и пострадавшими. Количество же ДТП, в которых повреждены только автомобили, в разы больше. И практически любая авария становится причиной пробок или затруднений в движении на определенном участке дороги, а то и в целом микрорайоне города.
Как участникам ДТП выполнить все требования Правил и при этом не создавать дополнительные затруднения в движении другим водителям?
Порядок действий при ДТП изучает каждый курсант автошколы, однако вряд ли состоявшийся водитель знает все нюансы. Напомним...
Расширенные новости
Хорошо известно, ГИБДД ведет статистику дорожных происшествий с человеческими жертвами и пострадавшими. Количество же ДТП, в которых повреждены только автомобили, в разы больше. И практически любая авария становится причиной пробок или затруднений в движении на определенном участке дороги, а то и в целом микрорайоне города.
Как участникам ДТП выполнить все требования Правил и при этом не создавать дополнительные затруднения в движении другим водителям?
Порядок действий при ДТП изучает каждый курсант автошколы, однако вряд ли состоявшийся водитель знает все нюансы. Напомним, что пункт 2.5 ПДД обязывает водителя после ДТП незамедлительно остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить аварийный знак. Запрещается также собирать осколки или детали, разлетевшиеся по проезжей части дороги. Для специалистов они могут стать существенным подспорьем в определении всех обстоятельств аварии.
После этого водитель обязан оказать первую помощь, если есть пострадавшие, и вызвать Скорую. В экстренных случаях Правила предписывают отправить пострадавших в ближайшее лечебное учреждение на попутном транспорте или даже на собственном автомобиле, чтобы потом вернуться на место происшествия. Однако вопреки Правилам, мы бы не советовали этого делать. Во-первых, вслед за специалистами Центра медицины катастроф, которые настоятельно рекомендуют дождаться профессиональных медиков: при неправильных действиях можно только усугубить состояние пострадавшего. Во-вторых, позже, при общении со стражами порядка, вам будет непросто доказать, что вы не пытались таким образом покинуть место аварии.
А далее Правила предписывают участникам аварии «освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно», предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение попавшего в аварию автомобиля и все следы происшествия. Сообщить о случившемся в полицию и ожидать прибытия инспектора.
Таков прописанный в Правилах порядок действий при ДТП.
Но при добросовестном выполнении всех этих законных требований водитель встает перед дилеммой – что же все-таки делать с автомобилем? Если убрать его с проезжей части, потом может оказаться достаточно трудно отстоять свою невиновность: практика показывает, что мало кто из участников ДТП добровольно признает собственную вину. Да и прав минимум на год можно лишиться (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ предусматривает за оставление места ДТП лишение прав на срок от 1 года до 1,5 лет или арест до 15 суток).
Итак, как же все-таки поступать с автомобилем? Если в аварии есть пострадавшие или погибшие, сотрудники ГИБДД выезжают на место ДТП в обязательном порядке. В этом случае ничего не трогайте и обязательно дождитесь инспекторов: в присутствии понятых они быстро сделают все замеры и составят протокол осмотра места происшествия.
Если в аварии пострадали только автомобили, в Екатеринбурге сотрудники ГИБДД на место ДТП не всегда в состоянии оперативно прибыть. Поэтому водителям, согласно п. 2,6 ПДД РФ, придется составлять схему и проводить замеры самостоятельно. А после этого можно будет убрать автомобили с проезжей части на обочину, чтобы спокойно заполнить бланк извещения о ДТП, который прилагается к каждому полису ОСАГО.
Многие водители остерегаются самостоятельно составлять схему. Их опасения понятны: если у страховой компании возникнут малейшие сомнения в истинности обстоятельств ДТП, она может использовать это как повод для отказа в выплате. Хотя на самом деле ничего сверхсложного в этом нет. Достаточно схематично изобразить все попавшие в аварию автомобили с учетом расположения по полосам и обязательно «привязав» их к находящимся в этом месте стационарным объектам (дом, магазин, светофор, столб освещения, дорожный знак и т.п.). И лучше указать все возможные расстояния – машин друг от друга, от края проезжей части, от рядом стоящих знаков или столбов. Если под рукой нет рулетки, измерить расстояние можно шагами. Также зафиксируйте на схеме все имеющиеся следы ДТП – тормозной след, осколки стекол, пластиковых деталей. Лучше все замеры производить в присутствии двух свидетелей, записав их данные. Хотя спешащие по своим делам пешеходы или другие водители не слишком часто на это соглашаются. Кстати, свидетелями могут выступать находившиеся в салоне в момент аварии пассажиры, даже если они являются вашими близкими родственниками – никаких ограничений в этом случае закон не предусматривает. И обязательно сделайте как можно больше снимков пострадавшего автомобиля с разных ракурсов – в спорных ситуациях это облегчит установление всех обстоятельств происшествия. Сейчас практически все телефоны имеют встроенную фотокамеру.
Наконец, не забывайте, что составленную схему обязательно должны подписать все участники ДТП. После этого можно отправляться в районное отделение ГИБДД для оформления происшествия или прямиком в страховую компанию, если вы уверены, что авария соответствует всем условиям европротокола (ускоренное оформление ДТП без участия сотрудников полиции). Напомним эти условия: не более двух участников ДТП; второй участник признал свою вину; причиненный вашему авто ущерб не превышает 25 тыс. руб.; а у виновника аварии имеется действующий полис ОСАГО.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Григорий Козьминых, майор полиции, заместитель начальника отдела исполнения административного законодательства УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области:
– Все мы являемся участниками дорожного движения, а большая часть из нас управляет автомобилями. Соответственно, все должны знать и соблюдать Правила дорожного движения. Но практически каждый год в Правила вносятся определенные изменения, о которых водители часто даже и не знают. Вносятся и существенные поправки и незначительные, но любая из них может существенно повлиять на дальнейшее расследование ДТП. Поэтому, конечно, необходимо читать Правила, еще лучше – возить их с собой в автомобиле.
Существует несколько типов ДТП – столкновение автомобилей, наезд на стоящее транспортное средство, на пешехода, на животное. В любом случае в соответствии с пунктом 2.5 ПДД водитель обязан незамедлительно остановить ТС и сообщить об аварии в ГИБДД.
После ДТП на месте аварии, как правило, собирается множество людей. Но когда дело доходит до розыска очевидцев, они с места происшествия куда-то исчезают. Нужно понимать, что это самым отрицательным образом сказывается на расследовании всех обстоятельств ДТП. Могут потеряться мелкие факты, которые бы существенно повлияли на исход дела. Хочу обратиться ко всем участникам дорожного движения – и к водителям, и к пешеходам. Не бойтесь потерять время, проявляйте свою гражданскую позицию – от показаний очевидцев иногда зависят судьбы людей. Помните, что в любой момент вы сами можете попасть в аналогичную ситуацию.
К сожалению, в нашей практике бывают случаи, когда водители в соответствии с ПДД самостоятельно зарисовали схему ДТП, заполнили бланк извещения о ДТП и обратились в страховую компанию, а страховая, в свою очередь, отказала гражданам в оформлении необходимых документов. В ряде случаев это происходит по невнимательности самих участников ДТП, (когда заполнены не все документы), характер повреждений превышает лимит выплачиваемой суммы в 25 т.р. (по мнению страхового агента), а иногда и из-за незнания самими страховыми агентами о порядке таких выплат по ДТП. И соответственно страховая направляет граждан в органы ГИБДД. О таких фактах мы информируем Российский союз Автостраховщиков (РСА). Также я рекомендую гражданам, попавшим в такую ситуацию, обращаться с претензией (жалобой) в РСА.
Татьяна Пискунова